Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 20 человек

Психологическая готовность к школе

Дата: 12 декабря 2021 в 11:37

Психологическая готовность к школе.

 Поступление в школу – чрезвычайно ответственный ответ для самого ребенка и для его родителей. Это требует определенного уровня готовности к новому виду деятельности – учебной.

 Многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем умеет ли ребенок читать (и как быстро) и считать (до скольки).

 Психологическая подготовка включает в себя следующие составляющие:

  1. Мотивационная готовность;
  2. Интеллектуальная готовность;
  3. Личностная готовность.

   Остановимся подробнее на каждой из составляющих.

1. Мотивационная готовность – это наличие положительной мотивации к учению. Важную роль играет достоверная информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей. Важно настроить будущего школьника на ежедневную подготовку и говорить ему: «Ты сможешь все, если постараешься». Дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов, поэтому очень важно родителям отвечать на вопросы маленьких почемучек, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Для формирования положительной мотивации можно познакомить ребенка со школой: как она выглядит, как устроена, каков школьный распорядок, чем занимаются дети в школе; интересными и познавательными могут стать воспоминания родителей о своем первом классе, домашние фотографии, первые тетради и букварь, впечатление родителей, ориентирующие на школу. Все это вызывает желание учиться. Созданию положительной мотивации к учению способствует ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка.

2. Интеллектуальная готовность – предполагает сформированность внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции, анализа, синтеза, обобщения. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет, название страны и ее столицы, имя и отчество родителей, где они работают, понимать, что их бабушка – чья-то мама, отца или матери. Он должен знать времена года их последовательность, и основные признаки; название месяцев, дни недели, текущий год; основные виды деревьев, цветов; различать домашних и диких животных; т.е. ориентироваться во времени, пространстве и в ближайшем окружении.

   Готовность к школе  - это комплекс способностей, которые поддаются упражнению. Детям с задержками речевого развития одних «детсадовских» занятий не достаточно, процесс формирования готовности занимает у них более длительное время. поэтому, особенно важно преемственность занятий дома. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшей сестрой, братом, со всеми кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Вы можете дать волю фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции.

   Занимаясь с ребенком, помните, пожалуйста, несколько простых правил:

  • Старайтесь, чтобы все занятия проводились в игровой форме;
  • Старайтесь заниматься регулярно;
  • Занятия должны быть обоюдно добровольными;
  • Следите, чтобы во время занятий у вас и у вашего ребенка преобладали положительные эмоции;
  • Длительность занятий не должна превышать 25-30 минут.

   Не стоит сосредоточиваться на выработке конкретных навыков – не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание; чтение по слогам. Куда полезнее будет использовать обще развивающие упражнения, полезные для укрепления, восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики, мышления.

   Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, предлагайте ему внятно повторять слова знакомые и незнакомые. Разучивайте с ним стихи, скороговорки, сочиняйте сказки. Просите повторить наизусть услышанный текст и пересказать его своими словами.

   Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение. Обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления – что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр и постараться назвать обратную их последовательность. Хорошо стимулирует развитие концентрации внимания игры – лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задания на сравнения двух почти одинаковых рисунков.

   Не пренебрегайте заданиями, которые развивают и укрепляют мелкую моторику рук; лепка, рисования, аппликация, игры с конструктором типа LEGO – все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства – можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

   И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том что, отличник или двоечник, он все равно для вас любимый!

3. Личностная готовность – включает определенный уровень произвольности поведения. То есть ребенок должен уметь сознательно контролировать свое поведение и целенаправленно достигать определенной цели. В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок не слушает учителя на уроках, не выполняет задания, не умеет работать по правилом, по образцу, нарушает дисциплину. Развития произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. В основном не слушают учителя на уроках те дети, которым безразлично как их оценивает учитель. Очень важно для первоклашки уметь работать по образцу. Это умение развивается, если в дошкольном детстве с ребенком занимались таким видом деятельности, как складывание кубиков с фрагментами рисунков по образцу, выкладывание мозаики, собирание конструктора по заданным картинкам, просто срисовывание.

   Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, адекватной возрасту первоклассника.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.